«Кто в ответе за два года?» — около месяца назад именно такой вопрос был поднят на просторах donbassNAME. Связано это было с двухлетием проекта. Какие реализации, успехи и разочарования были пройдены — на эти и другие вопросы мог дать ответы только один человек — руководитель проекта Евгений Лавриненко. Интервью проходило на форуме в соответствующем топике 27 июля в два временных блока. «Евгений, а на каком этапе на данный момент реализован ..?»
Посетитель (П): Как Вы считаете, какие преимущества краеведам, а особенно — начинающим, даёт участие в настоящем проекте по сравнению с аналогичными широкомасштабными, и не очень, проектами? Пока что называть аналогичные проекты не будем.
Евгений Лавриненко (ЕЛ): Пожалуй, воздержусь от сравнений. В первую очередь — не очень понимаю о каких аналогичных идет речь. Соответственно, — как же можно сравнивать? Возможно, конечно, что слово «аналогия» мы трактуем несколько по разному. А вот о преимуществах вообще, без сравнений, с удовольствием выскажусь. Первое — это конечно открытость проекта. Редакция не будет задавать вопросы — «есть ли у Вас диплом?» и «какого он калибра?»
Интересный материал может предложить любой школьник. Кстати, не стоит забывать, что ни Пушкин, ни Толстой не имели дипломов писателей или журналистов, а у Агаты Кристи в школе по литературе было «3». Свободу форматов публикуемых материалов, — я также отнесу к достоинствам. Разные форматы подачи материалов дают возможность авторам излагать так как это видится им, а читателю выбирать, что ему читать интересней. Разнообразие тематических направлений позволяет развить именно интересующую автора тему. А географическая широта — привлечь и познакомить людей из различных уголков Донбасса. Пожалуй, это основные достоинства проекта, но далеко не все.
П: Запланировано ли, и в каких объёмах, сотрудничество настоящего проекта с аналогичными краеведческими проектами Донбасса? Если это не представляет государственную или коммерческую тайну — пожалуйста, приведите примеры.
ЕЛ: Сказав об открытости проекта, я имел ввиду и сотрудничество с любыми проектами, которые в этом заинтересованы и связаны тематически. Не важно это онлайн-проекты или нет. Говорить об объемах такого сотрудничества — совершенно некорректно, так как объем в первую очередь зависит от заинтересованности в нем со стороны партнера. Мы готовы рассматривать любые формы и варианты сотрудничества. И если это вдруг было какой-то тайной, то я ее разгласил.
П: В этом году, увы, не попал на выездное мероприятие dN. Какие выездные мероприятия планируются в ближайшем обозримом будущем, и что Вы о них можете рассказать уже сейчас? Каким образом подобные вещи обсуждаются между участниками проекта?
ЕЛ: Ближайшая «большая» дата проекта — День рождения ресурса (25 сентября). Во всяком случае, в прошлом году она не прошла незамеченной. Но существует и много других событий — День освобождения Донбасса, День Журналиста, множество других праздников и дат, которые, при желании, могут стать хорошим поводом для редакционного мероприятия. А обсуждения? Любыми удобными способами: форум, личная переписка, телефон, личное общение. Выбор вариантов общения в наш век — весьма велик.
П: Что подтолкнуло Вас вплотную заняться краеведческим проектом, что Вы ожидали в момент старта проекта, и чего сейчас добились, на Ваш взгляд, наиболее значимого?
ЕЛ: Назвать какую-то одну побуждающую причину очень сложно. Все они переплетаются в нечто многомерное, что и создает весьма самобытный образ и характер Донбасса. Но, наверное, первое место все равно будут занимать люди (имена). Именно они создавали то, чем Донбасс, да и не только Донбасс, сегодня гордится. И надо не забывать — то, что в будущем будут называть историей, происходит уже сегодня. И современные имена завтра будут восприниматься потомками как великие. Колумб открыл Новый свет в 1492-м, кажется. А Капустин нашел горюч камень в пустошах Дикой степи (и это посреди Старого Света) в 1722-м.
Задумайтесь! Практически все города Донбасса моложе многих городов юной Америки. В каком-то смысле — история региона только начинается. Что ожидал в момент старта проекта? Огромное количество интересной работы. Не ошибся. Чего добились? Считаю, что пока малого. Есть интересный проект, который привлекает все большее количество посетителей и вызывает позитивный интерес самых различных аудиторий. Но это не много. Есть еще большое количество нереализованных аспектов и приложений. Хочется большей активности корреспондентов. Ну, и конечно же, экономической самодостаточности.
П: Какое место занимает проект в интернет-пространстве Донецка, которое остается трагически недоразвитым, несмотря ни на что?
ЕЛ: Уж и не знаю какая комиссия раздает подобные места, но я точно в нее не вхожу. Ну, а если посмотреть на серьезную сторону этого вопроса, то скажу о том в каком качестве я хочу видеть проект в данном пространстве. А качество это в первую очередь восполняющее и связующее. Восполняющее дефицит информации о Донбассе на его же территории. На сегодняшний день, увы, для некоторых жителей Донецкого региона Донбасс и Донецкая область — это синонимы. А что уж говорить про иные города и веси, которые не имеют другой информации, кроме преломленной политтехнологами.
Рыночная экономика диктует свои правила игры. И в первую очередь реализуются проекты направленные на бизнес-среду: каталоги предприятий, справочные системы и т.п. Они безусловно необходимы. Находят своего посетителя и рекламодателя. Но не покажется ли стороннему лицу, заглянувшему в Донбасс через Интернет, что это и все, что здесь есть: адреса, телефоны, услуги, цены. Недавно столкнулся с тем, как одна гражданка в своем ЖЖ называет уродливой пальму, которая стоит в Донецке на бульваре Пушкина. Ничего удивительного. Гражданка нашла страшненькое любительское фото в И-нете, и, исходя из того что видит, делает свои выводы. Ее и винить-то трудно. А нас?
В регионе добывается уголь и многое другое, льется и катается металл, возводятся гостиницы и стадионы, строятся корты и курорты, куются кадры и шедевры, ставятся рекорды, а нам совершенно наплевать, что пол Мира о нас не знает, а вторая половина считает захолустьем и промышленными трущобами. Вот и есть стремление аккумулировать максимум информации о Донбассе, тем самым доразвить то самое интернет-пространство.
Клим Вопрошалов (КВ): Катализатором к интервью послужил комментарий одного из пользователей ресурса, сетующего на «наличие» рекламщиков в Вашем коллективе. Как дела обстоят на самом деле?
ЕЛ: Наличие реламистов в рекламном агентстве? Вопрос безусловно интересный! С наличием специалистов в области рекламы и маркетинга в бюро «Эльф» — все в порядке. И опыт самых разнообразных работ в этом направлении — тоже в наличии.
КВ: Беспокоила ли Вас когда-либо проблема с кадрами?
ЕЛ: Безусловно. Она не может не беспокоить, как и любую другую организацию или предприятие. А уж там, где вопросы завязаны на творчество и инициативу — так и подавно.
КВ: Вы видели всех журналистов ресурса в лицо?
ЕЛ: Нет, конечно. Интернет позволяет людям сотрудничать и общаться на достаточно большом расстоянии. Возможно одно из важнейших достоинств Интернет-проектов, что люди из совершенно разных городов могут создавать что-то сообща. При этом не отказываясь от основной работы или любимого хобби.
КВ: Два года dN, насколько этот возраст Вы считаете фундаментальным для Интернет-ресурса?
ЕЛ: Не фундаментальный, но уже возраст. Конечно, если посмотреть любой хорошо раскрученный проект, то будет заметно, что он окажется постарше. Вероятней всего — в несколько раз. Но два года — это достаточно для того, чтобы проверить начальную концепцию, заметить, вызывает ли проект интерес, проанализировать какие-то ошибки, наметить перспективы.
П: Нет ли у ресурса желания осуществить какой-то масштабный амбициозный проект? Например, при той тяге к энциклопедичности, которую проявляет ресурс, нет ли желания издать какую-нибудь Энциклопедию Донбасса?
ЕЛ: Хорошее название — «Энциклопедия Донбасса»! И проект действительно может быть очень масштабным и содержательным. Но мы пока, в рамках dN, начали с менее амбициозного — словаря имени Владимира Даля. Собираем и систематизируем слова, термины связанные с регионом. Так что, когда амбиции вырастут до энциклопедических масштабов, будет от чего оттолкнуться.
П: Проект называется donbass.NAME. А какое донбасское имя считает наиболее типичным его основатель?
ЕЛ: Вот об этом даже не задумывался. Этот вопрос скорее к статистикам. А вот в то, что «ассортимент» имен, за счет многонациональности региона, на Донбассе очень широк, — гарантирую! И к статистикам не ходи!
КВ: Региональных ресурсов на просторах сети Интернет предостаточно, Вы участвуете в гонке за первое место по рейтингам?
ЕЛ: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.» Думаю, что эта фраза одного из величайших полководцев всех времен и народов, применима и в этом случае. Конечно, есть желание быть в топах посещаемости, но вот с понятием «гонка» не согласен. Тот, кто умеет догонять и перегонять, — тот хороший гонщик. А мы немного другим занимаемся. Создать посещаемость в несколько раз больше чем сейчас можно было и год назад. А вот надо ли?
Проект, как любой организм, растет, развивается и к определенным показателям тоже должен быть готов. Когда цыплята дают фантастическую прибавку в весе, то получаются всем знакомые бройлеры. Да и с утверждением, что региональных проектов «пруд пруди» следует поспорить. Проектов, направленных на достаточно узкую аудиторию регионов — действительно много. А проектов, которые широко освещают регион — не очень-то и много. Посмотрите в сети.
П: В сентябре 2009 года имя «Donbass Name» было присвоено одному из самых крупных терриконов Донецка по улице Элеваторной, а первое официальное восхождение (насколько мне известно), было совершено 1 Мая. С чем связана столь длинная пауза? Намечается ли продолжение и когда?
ЕЛ: Ну, проще всего сказать, что работы много. На самом же деле — никто никуда не спешил. Появился хороший повод для небольшого редакционного мероприятия, вот и решили провести «настоящую маевку». Кстати, оказывается, в наши дни многие даже не подозревают, что некогда этот праздник, пришедший из США (а не придуманный социализмом), проводился не в формате демонстраций на центральных улицах, а в виде пикников на природе, в труднодоступных для полиции местах.
П: На аллее Парка кованных фигур установлена композиция «Соединяя сердца». Где хранится ключ от гигантского замка? Известна ли судьба пар, сердца которых соединила эта скульптура?
ЕЛ: Ключ хранится у нас в бюро. А судьбы пар (которых уже свыше десятка) нам не известны. Мы не против если они расскажут о себе, но вторгаться в чужую жизнь с различными вопросами, может оказаться не тактичным.
КВ: 10 июля состоялся очередной donbass.NAME-CUP, это входит в привычку?
ЕЛ: Скорее в традицию. Второй турнир был не менее тепло воспринят участниками проекта. Привлек в качестве партнеров ряд организаций, в качестве участников журналистов. Расширил регион участников. Кто знает? Может спустя время donbass.NAME-CUP станет самостоятельным проектом?
КВ: Длительное время денежная политика ресурса была, мягко говоря, демпинговой. Как это сказалось на работе с клиентом?
ЕЛ: Да у нас и сейчас цены ниже «доступных». Мы не очень активно «наступаем» на клиента. Во-первых: нет ни малейшего желания ради сейминутных доходов превратить проект в свалку рекламы. Во-вторых: хочется осознанного и качественного с информационной точки зрения статейного материала, а не «по воскресениям в нашем экстрим-клубе высокие скидки!» А работа с клиентом — обычная. Когда человек (предприятие) делает приобретение, он должен подумать, примерить, сравнить, посоветоваться. Наша задача — рассказать, объяснить, порекомендовать.
КВ: Не понаслышке знаю, что поступает масса вопросов к редакторскому составу, техническому и рекламному отделам. Одних интересует редакционная сторона своих материалов на ресурсе, других — желание вместе сотрудничать и т.д. Планируется ли проведение расширенного онлайн-интервью с редакцией?
ЕЛ: Идея онлайн-пресс-конференции обсуждалась уже неоднократно. Однако, каждый раз принималось решение отложить это мероприятие. Не так велик редакционный состав, не так активна посетительская аудитория. Вот читаемость высокая, что не может не радовать. Можете сами посмотреть количество просмотров статей, которые выложены хотя бы месяц назад. А активность в комментариях, общении на форуме — только-только разгоняется.
Посетитель активен там, где уже много понаписано. Его успокаивает эффект толпы. А когда комментарии не изобилуют, многих смущает, что они окажутся в фокусе. Организовывать сборник пустословия не интересно, а серьезный посетитель — серьезно и подумает, прежде чем написать. Со временем, найдут друг-друга интересные собеседники. А как только найдутся соответствующие темы и поводы, обязательно реализуем онлайн-конференцию.